Есть в английском языке три злосчастные формы неправильных глаголов (кстати, не неправильных, а “нерегулярных”, как мы говорили в предыдущей статье), которые нередко вызывают уныние, ступор и даже некое отвращение. Их же надо как-то зубрить!
Детям в школе, как правило, выдаётся алфавитный список, с позициями, не менее 30-ти, и задаётся на следующий день выучить 5-10 глаголов, после чего ещё столько же, и так до конца. Но многим это не только трудно даётся, но и, в итоге, дико надоедает, а впоследствии нередко появляется тихая ненависть к английскому языку. Второй наиболее вероятный результат – это запоминание “на автомате” в устной форме в виде единого целого (к примеру, “телл – толд – толд”). Однако, как оно пишется и что означает, для многих остаётся неразрешимой загадкой.
А когда “жертву” вызывают к доске, то начинают мучить, “бросая” в отвечающего первой формой глагола, ему же необходимо на лету озвучить вторую и третью. Либо угадать по третьей форме первую. При этом перевод и хоть какое-то понимание смысла не требуется, нужно только, чтобы “от зубов отскакивал” правильный ответ.
В итоге бедные школьники заучивают цепь из трёх совершенно непонятных слов только для того, чтобы их оставили в покое.
И что интересно: ни в одной школе не пытаются найти закономерность в образовании неправильных глаголов и помочь ученикам запомнить эти сложные формы. То же можно сказать и об университетах.
Но если Вы присмотритесь, то заметите, что определённые схожести есть, и существует оптимальный способ, позволяющий наиболее эффективно запоминать английские неправильные глаголы.
Используем карточки
На самом деле существует много различных хитростей, помогающих запоминать не только три формы глагола, но и просто какие-либо слова. Например, кто-то перечитывает их на ночь, а другие развешивают на видных местах дома специальные «шпаргалки».
Но есть ещё один действенный метод – использование карточек. На одно слово – одна карточка, русский и английский вариант с разных сторон. Такие карточки можно купить в магазинах, но можно и сделать самому. Второе даже лучше, потому что во время их написания часть информации уже запоминается. К тому же, так дешевле и приятнее, ведь делается своими руками, а, значит, не будет легко заброшено в дальний угол.
Карточка для неправильных глаголов на лицевой стороне содержит первую форму, а на обратной – две других с русским переводом и подсказкой о том, какая особенность есть у данных трёх форм, к примеру, чередование гласной в корне с [i:] на [e].
Такие карточки очень просты в использовании. Их нужно перебирать в руках, запоминая в первую очередь основную форму глагола, после чего то, что написано на обратной стороне. В дальнейшем можно тренироваться, глядя лишь на лицевую сторону и стараясь вспомнить перевод слова и другие формы. На такой основе можно даже организовать игры или устроить шуточный экзамен, вытягивая вместо билетов карточки.
Также эти карточки можно сгруппировать в соответствии с нижеизложенным принципом – по схожести пути .
Правильно группируем “неправильные” глаголы
Основных неправильных глаголов всего около 170. Большую часть из них можно разделить на группы в соответствии со следующими параметрами:
- способом образования второй и третьей формы;
- повторяемостью или не повторяемостью форм;
- чередованием корневых гласных;
- схожестью звучания;
- особенностями правописания.
Тех же глаголов, которые вообще ни на что не похожи, на самом деле мало.
Infinitive | Past | Past Participle | Translation |
be | was/were | been | быть |
see | saw | seen | видеть |
do | did | done | делать |
go | went | gone | идти |
can | could | been able to | мочь, иметь возможность |
lie | lay | lain | лежать |
show | showed | shown | показывать |
Остальные глаголы группируем как раз по предложенным выше принципам. И не по алфавиту, а так, как наверняка легче будет выучить:
Infinitive |
Past |
Past Participle |
Translation |
1=2=3 | |||
bet | bet | bet | держать пари |
cost | cost | cost | стоить (о цене) |
cut | cut | cut | резать |
hit | hit | hit | ударять |
hurt | hurt | hurt | причинять боль |
let | let | let | позволять |
put | put | put | класть, ставить |
set | set | set | ставить, устанавливать |
shed | shed | shed | сбрасывать |
shut | shut | shut | закрывать |
spit | spit/spat | spit | плевать |
split | split | split | разделять, расщеплять |
spread | spread | spread | распространять |
thrust | thrust | thrust | толкать |
2=3=1(d?t) | |||
bend | bent | bent | сгибать |
lend | lent | lent | одалживать |
send | sent | sent | посылать |
spend | spent | spent | тратить |
2(-ew); 3(-own) | |||
blow | blew | blown | дуть |
draw | drew | drawn | рисовать |
fly | flew | flown | летать |
grow | grew | grown | расти |
know | knew | known | знать |
throw | threw | thrown | бросать |
[i]?[?]?[?] | |||
begin | began | begun | начинать(ся) |
drink | drank | drunk | пить |
ring | rang | rung | звонить |
sing | sang | sung | петь |
stink | stank | stunk | плохо пахнуть |
swim | swam | swum | плавать |
[i:]?[e]?[e] | |||
creep | crept | crept | ползать |
keep | kept | kept | держать |
sleep | slept | slept | спать |
sweep | swept | swept | подметать |
weep | wept | wept | плакать |
[??]?[o:]?[o:] | |||
bear | bore | born | рождать, переносить, выдерживать |
swear | swore | sworn | клясться, ругаться |
tear | tore | torn | разрывать, рвать |
wear | wore | worn | носить (об одежде) |
2=3 [o:] (-aught; -ought) | |||
bring | brought | brought | приносить |
buy | bought | bought | покупать |
catch | caught | caught | ловить, хватать |
fight | fought | fought | драться |
seek | sought | sought | искать |
teach | taught | taught | учить, обучать |
think | thought | thought | думать |
3=1; чередование гласной в корне | |||
become | becаme | become | становиться |
come | cаme | come | приходить |
run | rаn | run | бежать |
3(-en); чередование гласной в корне | |||
drive | drove | driven | водить (транспорт) |
rise | rose | risen | вставать, подниматься |
beat | beat | beaten | бить |
eat | ate | eaten | есть, кушать |
forgive | forgave | forgiven | прощать |
give | gave | given | давать |
shake | shook | shaken | дрожать, встряхивать |
take | took | taken | брать |
break | broke | broken | ломать |
choose | chose | chosen | выбирать |
freeze | froze | frozen | замерзать, замораживать |
speak | spoke | spoken | говорить |
wake | woke | woken | просыпаться, будить |
3(-en); чередование гласной в корне; удвоение согласной в 3 форме | |||
bite | bit | bitten | кусать |
fall | fell | fallen | падать |
forbid | forbade | forbidden | запрещать |
hide | hid | hidden | прятать(-ся) |
ride | rode | ridden | кататься, ехать |
write | wrоte | written | писать |
forget | forgоt | forgotten | забывать |
2=3 | |||
build | built | built | строить |
dig | dug | dug | копать |
find | found | found | находить |
get | got | got | получать, становиться |
have | had | had | иметь |
hear | heard | heard | слышать |
hold | held | held | держать |
lead | led | led | вести |
leave | left | left | оставлять, уезжать |
lose | lost | lost | терять |
make | made | made | делать |
shine | shone | shone | сиять, блестеть |
shoot | shot | shot | стрелять |
sit | sat | sat | сидеть |
win | won | won | выигрывать, побеждать |
stick | stuck | stuck | застревать, приклеиваться |
strike | struck | struck | ударять, бить |
stand | stood | stood | стоять |
understand | understood | understood | понимать |
deal | dealt | dealt | иметь дело с кем-л. |
mean | meant | meant | означать |
sell | sold | sold | продавать |
tell | told | told | сказать, говорить |
lay | laid | laid | класть, положить |
pay | paid | paid | платить |
say | said | said | сказать, говорить |
bleed | bled | bled | кровоточить, истекать кровью |
feed | fed | fed | кормить |
feel | felt | felt | чувствовать |
meet | met | met | встретить |
regular/irregular (both variants are possible) | |||
burn | burnt/burned | burnt/burned | жечь, сжигать, гореть |
dream | dreamt/dreamed | dreamt/dreamed | мечтать, видеть во сне |
dwell | dwelt/dwelled | dwelt/dwelled | жить, обитать |
hang | hung/hanged | hung/hanged | вешать |
kneel | knelt/kneeled | knelt/kneeled | становиться на колени |
knit | knit/knitted | knit/knitted | вязать, штопать |
lean | leant/leaned | leant/leaned | наклоняться, прислоняться |
leap | leapt/leaped | leapt/leaped | прыгать, вскакивать |
learn | learnt/learned | learnt/learned | учить, изучать |
light | lit/lighted | lit/lighted | зажигать |
prove | proved | proven/proved | доказывать |
sew | sewed | sewn/sewed | шить, пришивать |
smell | smelt/smelled | smelt/smelled | пахнуть, нюхать |
speed | sped/speeded | sped/speeded | ускорять |
spell | spelt/spelled | spelt/spelled | произносить по буквам |
spoil | spoilt/spoiled | spoilt/spoiled | портить |
Используйте предложенные способы запоминания неправильных глаголов, и Вы достигнете результата значительно легче и быстрее.
А глагол to see никуда не входит?
Действительно! я, видимо, забыла про этот глагол!=) спасибо, исправила. Он не входит ни в одну из групп=(
Очень полезная статья спасибо))
Спасибо, очень приятно)
Неплохо бы заучивать формы глагола с помощью программ. Вообще, обучение английскому с помощью программ идёт легче, уже заметила. Например, с English Grammar просто запомнить грамматику, а English Trainer хорошо тренирует идиомы. А есть вообще целый курс АнглоМегаСтарт, который содержит несколько программ для изучения английского плюс аудио. Программа – не книга, не уснёшь
Добрый день !
У вас на сайте опечатка. В описании образования неправильных глаголов:
написано: b -> t
очевидно нужно: d -> t
( bend – bent – bent )
Точно, спасибо большое за внимательное отношение!
Спасибо, уже исправила.